Shooter__Andy (shooter_andy) wrote,
Shooter__Andy
shooter_andy

Risen (2009)

 

(Честное слово, не ожидал, что получится такая длинная рецензия. Графомания, как и было сказано)
Сегодня у нас на разделочном столе пример того, как... эээ... В общем, Risen.
Глядя на то, как все называют эту игру "Готикой 4", начну, пожалуй, с небольшого объявления: я не фанат этой серии. В третью Готику я играл слишком мало, во вторую - слишком давно, а в первую не играл вообще. Поэтому мое мнение не будет основываться на позиции "о-о, да это же старая добрая Готика!". Это просто еще одна РПГ.
Итак, что же обещает нам игра? Ну, знаете, все эти особенности, которые сейча так любят писать на обратной стороне jewel-коробки? Продолжение традиций серии "Готика" и первой "Готики". Так, хорошо. А что же еще? Посмотрим:"Более 60 часов игры и множество вариантов прохождения", "Инквизиция, повстанцы, колдуны, древние расы - выбери свою дорогу!" и, наконец "Открытые пространства и подземелья, полные ловушек, монстров и сокровищ.". О, звучит неплохо! Множество вариантов прохождения и, главное, четыре стороны. Интересно. Ну, давайте же начнем!
Перед собственно началом игры нам показывают на редкость запутывающий ролик. Значит, человечество изгнало... богов? Как это? Но восстали те, кто жили до него? Кто же? Если ответа на этот вопрос нет, то откуда вы знаете, что эти "восставшие" жили до человека? Человечество должно было бороться за выживание? С кем? Кто это лысый с самым невообразимым моноклем в мире? Кто на него напал, куда они оба в итоге исчезли, откуда взялась гигантская волна? Чтобы не томить вас, уважаемый читатель, скажу - на половину этих вопросов вразумительного ответа нам так и не дадут. Часть, конечно, можно додумать, но с тем же успехом можно предположить и другие варианты. Ну, про сюжет еще поговорим.
Что ж, ролик закончился, наверное сейчас мне дадут выбрать одну из "древних рас", класс и т.п., короче говоря, "выбрать свою дорогу", не так ли? Э-э, нет. ГГ появляется на побережье вполне готовым. Причем я не могу даже сказать, что это этакая заготовка для дальнейшей игры, усредненный класс. Почему? У нашего героя, которого, кстати, так никто и не называет по имени, есть по одному очку во всех боевых скиллах, но ни одного в остальных. Почему? Каждый оружейный навык имеет 10 очков, каждое из этих очков, вложенное в навык дает какую-то способность. В том числе и первое, э-э, очко. Если планировалось, что эта способность в любом случае доступна с самого начала, то зачем было делать 10 очков, а не 9? А если нет, то где возможность выбора? Ну да ладно. Наверное, нам дадут выбрать это потом, да? Пока все-таки начнем.
В первую очередь бросается в глаза графика. Несмотря на текстурно-полигноальный голод, общее впечатление вполне себе ничего - листики-цветочки, травка-кустики, бабочки летают, красота. Кажется, мы попали в Фейбл 1.5. Нет, проблемы, конечно, есть. Технологии игры устарели года на три, если не больше. Из всех достижений - комичные пляски противников после смерти, блум, да глубина резкости. Ни тебе нормальной физики, ни эмоций на лицах НПЦ... Зато есть красивые лучи, да. Лучи мне по нраву.
Но вернемся к игре. Как я уже говорил, герой появляется на берегу, на который его, видимо, вынесло после кораблекрушения. После разговора с еще одной выжившей (которая, кстати, несмотря на дождь, ветер, излишнюю раздетость и то, что она только что пережила кораблекрушение и оказалась в бессознательном состоянии выброшена на незнакомый берег, тут же принимает расслабленно-женственную позу), играющей роль местной Описательной Феи, мы отправляемся на поиски места, где можно переночевать. Одним переходом через местный лес позже, мы оказываемся возле заброшенного дома, где и оставляем выжившую. Там же мы, кстати говоря, получаем карту. Знаете, такой похабно реализованной карты не было, пожалуй, нигде. Ладно, я понимаю, почему нет миникарты - это не труЪ, но ведь нельзя же сделать из обычной игровой карты и миникарты этакий гибрид, собрав все ХУДШИЕ их черты? Карта вызывается по нажатию кнопки, как обычная карта, однако ее размер позволяет предположить, что это всего лишь слегка увеличенная миникарта; никакие объекты на карте не подписаны, догадываться что здесь есть что мы должны сами, масштабировать карту нельзя, квестовые точки показываются из другого экрана... Кроме того,наличествуют так называемые карты областей (по сути - карты городов, храмов и прочих руин), которые обычно находятся, когда уже никому не нужны и могут запросто охватывать не всю "область", периодически заменяясь пустым фоном.
Короче говоря, наш герой, обделенный миникартой, но зато родившийся со встроенным компасом, послан навстречу приключениям. Еще одним переходом позже, ГГ добирается до еще одного дома, кажущегося покинутым. Но, войдя внутрь, ГГ осознает свою ошибку, чуть не получив в шею меч гостеприимного постояльца. В процессе разговора с этим Описательным Феем номер 2, мы узнаем, что есть два пути - один к бандитам, то есть, тьфу, посвстанцам, другой - в монастырь. Ага, вот наконец и "выбор себе дороги"! Но подождите-ка, давайте вспомним обещанное еще раз: "Инквизиция, повстанцы, колдуны, древние расы - выбери свою дорогу!". Так, инквизиция в монастыре, повстанцы на болоте... А остальные? Оказывается, колдуны - это та же самая инквизиция. Выяснить, как в этом списке оказались древние расы, не удалось. Не думаю, что на болотах жила древняя раса повстанцев, по крайней мере, они были весьма похожи на людей. Короче говоря, у нас опять есть выбор между двумя сторонами конфликта. Давайте подумаем. Мы пойдем в монастырь, где, по слухам, промывают мозги и не дают другого оружия, кроме посоха или к бандитам, прошу прощения, повстанцам? Серьезно, кто в здравом уме добровольно пойдет во фракцию под названием "Инквизиция"? Хотя, на самом деле, никто не объясняет, какое именно отношение их название имеет к их деятельности, видимо оно просто звучало достаточно зловеще.
Дальше пересказывать сюжет в подробностях я не намерен, поскольку пересказывать, в общем-то, нечего. Но, чтобы вы имели представление: Герой ураганом проносится по лагерю повстанцев, налаживая работу всего, что можно, побеждая всех дуэлянтов на арене, собирая древний артефакт, который никто не мог собрать, получает право на аудиенцию с главарем, который, разумеется, тут же находит нашего ГГ подходящим для важной секретной миссии - разведки ситуации в городе. Опять же, после чуть ли не признания нас единоличным правителем города, мы возвращаемся на болота, чтобы быть посланным на диалог к Инквизитору, от которого мы узнаем о страшной опасности, нависшей над миром... бла-бла-бла. Сходил за хлебом, называется.
В процессе выполнения всех этих действий мы сталкиваемся с одной проблемой - наши противники либо заметно крепче, либо заметно многочисленнее. Не слишком опасные монстры встречаются исключительно группами. Стая агрессивных диких кабанов-самцов - нормальное явление в игре. Кстати, напомню, дело происходит на почти что тропическом острове, однако же, тут есть кабаны и волки. Так вот, какая-нибудь жалящая крыса, несмотря на свою загадочную способность бить сквозь блок, может, конечно, немного попортить кровь лиргерою, но очень быстро окажется убитой и порезанной на итем "Сырое мясо". А вот если их, скажем, пять... Видите ли в чем дело, Risen страдает распространенной проблемой игр без честной системы попаданий - удар мечом, оставляющий красивы трассирующий след, может пройти сквозь врага, не причинив ему никаких повреждений (а может и причинить, честно говоря, это одна из неразгаданных загадок мира игры), просто потому, что во время боя вы выбрали другую цель. Хотя я, конечно, вру. Никто не дает вам выбрать цель. За вас это делает игра. Принцип прост, как табуретка - кто в центре экрана, тот и цель. К сожалению, для игры с видом от третьего лица это означает, что камера во время эффектного боя на мечах будет направлена в бедные текстуры местной грязи.
Но что же насчет противников-НПЦ? Да, в лагере бандитов, то есть, простите, повстанцев, нам неоднократно придется сражаться с себе (внешне, но не внутренне) подобными. Увы, недоразвитость ИИ компенсируется топорнейшим способом - противникам, которые должны быть сложными, просто увеличивают запас жизней и повреждение от удара. Чтобы не быть голословным, приведу пример. После тотальной зачистки местности вокруг лагеря банди... повстанцев от всех монстров, нпц-противников и побочных квестов, ваш покорный отправился сражаться на арене с конкурентом главного главаря, главарем-заместителем, так сказать. Сразу оговорюсь - это человек, не огр, не супергерой, не терминатор. Обычный человек в средних доспехах. Да, он чемпион арены... Но это, черт возьми, не должно означать, что он может убить меня с пяти ударов, а я его - с пятидесяти! Или статус чемпиона арены позволяет пережить чудовищную потерю крови и площадь ран, превышающую площадь тела? Более того, компьютерные рефлексы позволяют ему без проблем блокировать мои атаки и даже контратаковать, что, при определенной линии развития персонажа, игрок делать к этому моменту еще не может. ...Итак, после приблизительно двадцатой попытки победить этого невероятного халка в честном поединке, я сдался. Взяв лук, я вышел на арену и, бегая кругами, расстреливал этого заместителя главаря. И знаете что? На то, чтобы добить эту тушку, у меня ушел весь мой запас стрел... А именно, шестьдесят штук. Не то чтобы я был отличным лучником, но промахнуться на пятачке 5х5 довольно сложно, поэтому почти все стрелы нашли цель. Теперь представьте себе человека, из которого торчит полсотни стрел. Я напоминаю, что полученный дикобраз не обладал магическими способностями и мать не купала его в водах реки Стикс, просто это, по мнению разработчиков, сложный противник. При этом, я проиграл деньги, поставленные на себя. Почему? Потому что он умер, а не упал в театральный обморок, как прочие противники, после методичного шинкования мечом в течение пяти минут. Стрелы - их единственная слабость? То есть нам дают возможность играть лучником или арбалетчиком, но продвигаться по сюжету извольте мечником? И какая разница, убил я его или нет, я же, в конце концов победил! Ну хотя бы ставку то верните...
И поймите меня правильно - боевая система здесь отнюдь не плоха. Есть удар, блок, контратака, уворот, комбо и т.п. Все это выполняется только кнопками передвижения и мышью, поэтому никаких извращений с клавиатурой не требуется. Да, немного сложновато, поскольку действовать надо быстро и точно (коварная игра запоминает всю вашу последовательность действий и будет выполнять их в порядке очереди, как бы вы не старались изменить это), но это не проблема, это моя неспособность играть в игру "успей быстрее нажать кнопку" против компьютера. Да, чтобы нацелиться во врага перед вами, нужно заняться увлекательным почвоведением, но это, наверное, будет исправлено ближайшим патчем. Просто дальше не становится легче! Машиноголовые противники с моментальными рефлексами и большим запасом хп сменяются на других противников с моментальными рефлексами и еще большим запасом хп, а эти, в свою очередь, сменяются группами противников с моментальными рефлексами и просто огромным запасом хп. Доходит до абсурда - в моем случае, ГГ, выполнивший все встреченные квесты и экипированный супер-броней и супер-оружием для убийства тех самых "восставших", наносил приблизительно такие же повреждения среднему ящеру-воину, как этот самый ящер воин наносил ГГ.
Кстати, человек, придумавший систему, по которой палицы и молоты оказались мечами, должен быть казнен путем отрубания головы таким "мечом". Вообще, навыки в игре реализованы довольно странно. Бой топорами ничем не отличается от боя мечами и умения от очков, вложенных в соотвествующие навыки, также одинаковы. Скрытности есть лишь один уровень, при этом с заявленной функцией незаметного "подкрадывания" к врагам она не справляется - то ли каждый из них имеет третий глаз на затылке, то ли этот навык в бою абсолютно бесполезен и нужен лишь для мелких краж. Да и зачем незаметно подкрадываться к врагу, если эта незаметность не дает ровным счетом ничего, а стреляющих врагов в игре нет? Карманная кража же имеет три уровня. Якобы, при каждом уровне можно красть во все более сложных ситуациях. Проявления этого в игре я не заметил, поскольку ни разу пойман не был. Или вот, раз уж мы пошли по воровским умениям, взлом замков. Говорят, что в Готиках была именно такая система взлома, но это не оправдание - она совершенно бессмысленна. Понимаете, чтобы взломать замок, нужна отмычка, которая может сломаться, если подбирать комбинацию неправильно. Все это было бы логично, если бы не одно обстоятельство - комбинация подбирается АБСОЛЮТНО вслепую. То есть вы должны обладать просто невероятной удачей, чтобы взломать сложный замок без ошибок. Вспомним, например, Thief или Oblivion с их системами взлома. Да, там мы тоже действовали почти вслепую, но можно было подобрать правильную комбинацию, ориентируясь по звону замка или движению отмычки. Здесь - нет. Просто закупите побольше отмычек.
Кузнечное дело и алхимия, в принципе, сделаны нормально, если не считать того, что вы можете выковать аж два типа мечей (стальные и обсидиановые). В ювелирном деле определенно не хватает справочника что для чего нужно и где это взять. Охота оказывается крайне малополезной, поскольку из надерганных перьев, нарезанных жал, выбитых зубов и т.п. ничего сделать нельзя, а цену они имеют не то чтобы высокую.
Эх, ну да ладно, что же все-таки произошло с нашим героем дальше? Итак, решив помогать инквизитору (точнее... что значит решив? На самом деле, за всю игру мы принимаем одно-два решения и это - не из их числа) мы отправились добывать диски, разбросанные по всему острову. Добыв их, отправились чинить один сломанный. После этого бойцы инквизиции наконец-то решили, что, возможно, будет быстрее что-то делать самим, чем ждать, пока за них все сделает герой. К сожалению, эта трезвая мысль продержалась ровно до первой закрытой двери, которую опять поручили вскрывать ГГ. Затем вторую. Затем еще чего-то. Затем собрать черепа... Черт возьми, это настоящее издевательство. Зачем здесь вообще инквизитор с его армией деревянных солдат? Ага, они прикрывают меня сзади. Но даже с этим не справляются - после, сюрприз-сюрприз, решения инквизитора, человека, про которого каждый встречный говорил, что этому фанатику доверять нельзя, взять власть в свои руки, мы узнаем, что монастырь наводнили люди-ящеры. Эти бойцы всю жизнь готовились к предстоящему испытанию, да.
Короче говоря, литгерой собирает еще один комплект, раскиданный по миру, на этот раз уже упоминавшийся выше набор доспехов и оружия, побеждает инквизитора, побеждает титана (эпическая схватка с которым, кстати, легче, чем сражения с парой элитных ящеров), конец игры. Нам даже не дают возможность попытаться обуздать титана, так сказать, вступить на темную сторону Силы. Вот вам одна хэппиэндовая концовка - подавитесь.
Итак, это был Risen, самая неуважительная к игроку игра, из всех, что я видел. Как оно? Понимаете, не то чтобы все плохо. Смотреть на игру приятно, диалоги иногда довольно интересны, боевая система сложная, но довольно интересная и, главное, игра почему-то очень затягивает. Казалось бы, когда тебя в двадцатый раз убивает три агрессивных огра, пройти через которых нужно по сюжету... а потом один из них завляет что-то вроде "тебе не следовало сражаться с нами", обычно дело кончается изгрызанной в злости клавиатурой, но тут я загружал игру в двадцать первый раз. Это, наверное, хорошее качество. Но эта игра должна была выйти не в 2009 году, а, скажем, в 2006. Тогда она была бы хитом, а сейчас выглядит примерно как извлеченный из глыбы льда "Человек-из-девяностых" в одной из серий Саус Парка. Нет, игра не плоха. Но сейчас так уже не делают, и это не комплимент.

ОЦЕНКА: [ 6 / 10 ]
Tags: Рецензии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments